Внешний мир так быстро меняется, что даже взрослые не всегда успевают приспособится к этим изменениям. Что уже говорить о детях. Порой эти изменения вводят их в ступор, а иногда наоборот заставляют смеяться. Одни дети легко приспосабливаются к каким-либо изменениям, а другим нужно для этого много времени.
А насколько легко ваш ребенок приспосабливается к изменению обстоятельств внешнего мира? Как он себя при этом ведет? И как помочь ему в этот период? На эти вопросы поможет ответить наш психотест. Предложите ребенку ответить на новопреставленные ситуации и узнайте насколько он приспосабливаемый ребенок.
Вопросы к тесту:
1. Представь, что ты возвращаешься в школу после летних каникул. Долго ли ты будешь, что называется, «приходить в себя», пытаясь отвлечься от воспоминаний об отдыхе?
- А) нет, обычно мне легко сосредоточиться на учебе, тем более, что во время отдыха я уже порядком по ней соскучился(лась);
- Б) обычно я с трудом втягиваюсь в привычный распорядок. Если бы у меня была возможность, то я бы еще отдохнул(а) некоторое время;
- В) разумеется, всегда нелегко возвращаться в школу после длительного отдыха. Но я очень быстро привыкаю к тому, что каникулы закончились.
2. Ты только что очень сильно повздорил(а) с кем-то из домочадцев. На следующий день в школе…
- А) совершенно не думаю о досадной ссоре. Сейчас меня интересует только учеба и друзья;
- Б) на следующий день, а иногда и гораздо дольше, я с трудом делаю привычные задания. Я снова и снова вспоминаю вчерашнюю ссору. Я не могу забыть о том, что меня сильно обидели;
- В) в разных ситуациях все складывается по-разному. Иногда случается, что ссора выбивает меня из колеи. Но, как правило, стараюсь как можно быстрее о ней забыть.
3. Представь, что у родителей сейчас отпуск. Хотел(а) бы ты провести свой отдых вместе с ними?
- А) если такая возможность представится, я буду рад(а). Но если родители захотят отдохнуть без меня, я не обижусь на них;
- Б) не представляю, что каникулы буду проводить без родителей;
- В) не прочь отдохнуть отдельно. Самостоятельный отдых для меня намного предпочтительнее – можно делать все, что заблагорассудится.
4. Представь, что впереди – веселые праздники. Трудно ли тебе становится справляться с обычными делами в предвкушении веселья?
- А) да, я забываю о том, что нужно делать уроки, и думаю о том, как скоро повеселюсь;
- Б) безусловно, хочу, чтобы праздник наступил быстрее. Но повседневные дела от этого совсем не страдают;
- В) нет, обычно не думаю о празднике. Когда он наступит – тогда и повеселюсь.
4. Представь, что ты пришел(ла) домой после напряженного дня в школе. У тебя плохое настроение, потому что ты устал(а) и было очень много проблем. Но, как назло, домочадцы пытаются отвлечь тебя от грустных размышлений, словно не понимая, что ты хочешь остаться в одиночестве. На следующий день ты:
- А) обязательно извинишься перед домашними. Но на будущее предупредишь, что в подобные минуты тебя лучше оставить в покое;
- Б) чувствуешь угрызения совести и пытаешься быть с домочадцами особенно вежливым(вой);
- В) не будешь чувствовать себя виноватым(той). Ты имеешь право быть в плохом настроении, как и всякий человек.
7. Представь, что вы с друзьями собирались идти на дискотеку (в гости, на прогулку и т. д.). Но внезапно обстоятельства сложились таким образом, что вам нужно изменить свои планы. Легко ли ты смиришься с этим?
- А) легко. Не зря говорят: «Делу время – потехе час». Повеселиться я всегда успею, так что расстраиваться из-за ерунды не нужно;
- Б) постараюсь отложить дела, чтобы не отказываться от своих планов. Очень важно отдохнуть, когда этого так хочется;
- В) безусловно, меня очень огорчит такая ситуация. Постараюсь быстрее закончить дела, чтобы освободиться и отдохнуть.
8. Представь, что рано утром ты собираешься в школу. Позволяешь ли ты себе небольшое опоздание – хотя бы на 3 – 5 мин или стараешься обязательно прийти вовремя?
- А) крайне редко опаздываю. Это происходит в исключительных случаях;
- Б) допускаю возможность опозданий, ведь я – живой человек, поэтому все бывает;
- В) иногда опаздываю, но это бывает, если случилось что-то непредвиденное.
Результаты теста:
Когда ребенок ответит на все вопросы, проанализируйте, какие варианты ответов у него преобладают.
Если среди ответов преобладают те, что находятся под буквой «А», – он легко адаптируется к любым обстоятельствам. В будущем его не будут пугать и травмировать никакие изменения во внешнем мире. Ребенок прекрасно себя чувствует, даже если жизнь его изменяется практически ежедневно. Поэтому у него очень широкий выбор будущей возможной деятельности, он легко сможет заниматься всем, что так или иначе его заинтересует.
Если среди ответов преобладают варианты под буквой «Б» – на вашего ребенка достаточно сильно влияют изменения в жизни. Иногда он считает, что был бы намного счастливее, если бы жизнь сложилась по-другому. Ребенок эмоционален, поэтому в дальнейшем ему лучше не выбирать те сферы деятельности, для которых требуются рациональность и холодный расчет.
Если среди ответов преобладают варианты с буквой «В» – ваш ребенок умеет подчинять чувства разуму. Он сможет приспособиться к любой ситуации именно потому, что в состоянии убедить себя, насколько это необходимо. Безусловно, ребенок рассудителен, предусмотрителен. В дальнейшем ему лучше выбирать сферы деятельности, где не требуются особая чувствительность, эмоциональность.