Социальный работник: стоит ли тебе им становится? Что ты знаешь о социальной работе?

Социальный работник

Представление многих людей ограничено тем, что социальный работник разносит покупки пожилым людям и людям с особыми потребностями, или сидит в конторе и распределяет денежное пособие.

Что ты знаешь о социальной работе?

Ниже, в таблице приведен перечень возможных направлений социальной помощи. Попробуй определить, что входит в функционал социального работника, а что нет. В этом случае укажи, кто этим должен заниматься.

Социальная работа

Это задание – своеобразная ловушка. На самом деле, все перечисленные направления могут составить содержание труда социального работника. Но в одиночку с этими проблемами он не справиться. Поэтому правильный ответ и да, и указание на других специалистов, которые участвуют в решение этих задач.

Если в процессе выполнения упражнения ты задумался над этим, то тебе близко одно из основных требований к социальному работнику – активизация междисциплинарного взаимодействия (т.е. сотрудничества между разными специалистами). Более того, современные концепции социальной работы основываются на том, что активным равноправным участником решения проблемы становится ее носитель.

Социальная работа

Действительно, пока сам человек не захочет выйти из трудной жизненной ситуации помочь ему довольно трудно. Одним из самых губительных заблуждений для социального работника становится уверенность в том, что он спасатель, который поможет в одиночку в самых безнадежных случаях. На самом деле, часто социальный работник сталкивается с ситуацией своего профессионального бессилия. Сможешь ли ты работать в напряженной обстановке?

Если выйти за пределы нашей страны, то в социальной работе открывается много интересных направлений.  Миссия социальных работников (часто их называют supporting specialist или helping worker) и социальных служб состоит в создании условий для реализации социальных прав (т.е. права на труд, образование, здравоохранение, жилье) всеми людьми.

Для социального работника важно понимать, что стоит за этой формулировкой, «все люди». Это и люди с психическими заболеваниями, и те, кто преступил  закон, и те, кто ведет себя не так, как это принято.  По сути, идеальный социальный работник – это специалист с весьма широкими понятиями о терпимости. Он понимает (хотя и не обязан принимать) чужое мнение и другой образ жизни. Он не подтягивает другого человека до своих стандартов жизни, а старается исходить из приоритетов своего клиента и принципа общественной безопасности.

Ответь на следующие вопросы:

  1. Ребенку с учебными проблемами нужно обязательно помочь начать учиться лучше.
  2. Человек с психическим заболеванием должен быть изолирован от общества.
  3. Те, кто провел в детском доме даже немного времени, не столь успешны как дети из семьи.
  4. Бомжи должны преследоваться по закону и подвергаться заключению за бродяжничество (как это было раньше).
  5. Подростку,  совершившему правонарушение, не место в обычной школе, среди нормальных ребят.
  6. Женщина подвергается угрозе насилия только тогда, когда ведет себя неправильно.
  7. Пожилые люди в общественном транспорте нередко так медлительны, что было бы неплохо ограничить их вход в метро в часы пик для их же блага.
  8. Другая религия и другая национальность сотрудника коллектива – фактор риска для эффективности работы этого человека.

Все утверждения отражают распространенные дискриминационные установки, т.е. установки которые располагают к нетерпимому отношению. Чем же это плохо? Тем, что на самом деле отношение часто переходит в действие, и права людей и целых групп не реализуются.

Поэтому подготовка социального работника начинается с преодоления дискриминативных установок и развития толерантного отношения к людям разных групп риска. Однако, определенный ресурс терпимости должен быть у человека, решившего стать социальным работником, и до начала профессионального обучения.

Подсчитай, на сколько утверждений ты дал отрицательный ответ – достаточный показатель для будущего социального работника 6-8 ответов «нет».

Еще одной отличительной особенностью социальной работы становится междисциплинарные основы работы специалиста. Программа профессионального обучения включает изучения законодательства (международного, национального, локального), социальной политики, экономических основ социальной сферы, менеджмента, психологии (детской, социальной, семейной и других).

Забота о детях

В некотором смысле социальный работник – универсальный специалист, который в каждой проблеме, с которой сталкивается, видит все разнообразие факторов и условий ее решения. Ниже приведена ситуация (реальный случай из практики специалиста). Попробуй «накидать» как можно больше факторов, которые нужно учесть для решения этой ситуации, помня внушительный список дисциплин, которыми оперирует профессиональный социальный работник:

Группа родителей детей с синдромом Дауна (генетическое нарушение, которое обуславливает трудности в развитии таких детей) обратилась в комитет по делам образования с просьбой содействовать обучению этих детей в обычной школе. Однако, представители власти посчитали, что эти дети должны учиться только в интернате для детей с отклонениями в развитии и предложили родителям этот вариант разрешения их просьбы. Родители, которые были против изоляции их детей от обычной жизни, решили искать другие варианты решения проблемы.

Анализ ситуации, сделанный профессионалом, выглядит так: Если брать правовой аспект приведенного случая, то в международных нормах давно установлено право любого человека на то образование, к которому он стремится. Однако, в современной России существует только законопроект  об обучении людей с проблемами в развитии.

Политика в области образования пока не так много помогает людям с особыми потребностями, хотя в развитых странах дети с Даун синдромом и другими нарушениями давно учатся в обычной школе. Какие же организации могут быть вовлечены в решение этой ситуации? И в Москве теперь тоже есть школа, где дети с обычным ходом развития учатся вместе с детьми, имеющими особые потребности.

Однако одной школы, которая является скорее исключением из правил, для решения проблем таких детей недостаточно.  Кроме школы важно поддержать социальную инициативу родителей и содействовать созданию организации родителей, которой отстаивать права детей много легче, чем в одиночку. Важно обратиться к существующим методикам обучения и интеграции этих детей в сообщество людей. Необходимо привлечь к решению проблемы специалистов разного профиля: социального работника, патопсихолога, юриста в области прав детей.

Легко заметить, что решение профессионала выстраивает лесенку от более общих шагов, которые нужно сделать в решении этой проблемы до конкретных мероприятий с привлечением конкретных людей. Вот так выглядит повседневная практика специалистов по социальной работе. Сравни свой вариант решения с решением профессионала. Какие факторы ты учел, а о каких ты не знал?

Стоит ли тебе становится социальным работником?

Помощь людям

Попробуй определить, понравилась ли тебе эта работа, если да, то, скорее всего, тебе интересно оказаться в роли помогающего специалиста.
Известно, что основной стресс в социальной работе связан с тем, что социальный работник часто ограничен в выборе путей решения проблемы, и при этом материальное вознаграждение за его труд весьма невысоко.

А хороший социальный работник – сопереживающий чувствительный человек, для которого риск не помочь человеку в достаточной степени – ощутимый удар по эмоциональному благополучию. Поэтому одним из основных требований к труду помогающих специалистов становится развитие навыков профессиональной саморегуляции.

Ответь на приведенные ниже вопросы с точки зрения того, чем ты уже владеешь в достаточной степени, а чем бы хотел научиться владеть:

  1. Планирование своего времени в соответствие со своими индивидуальными особенностями.
  2. Умение расставлять приоритеты и отказываться от привлекательных, но не столь важных для тебя дел.
  3. Способность превращать неприятную, но необходимую работу в интересную и даже привлекательную.
  4. Формирование перспективы своей жизни, культивирование ощущения «смысла жизни», понимание самых общих целей своего движения по жизни.
  5. Умение брать ответственность на себя, не перекладывать ее на обстоятельства и других.
  6. Противостояние манипуляции других (тех, кто используют такие слабости человека как тщеславие, неумение сказать «НЕТ», стремление помочь всем и вся) и уверенное поведение в ситуации провокации со стороны других.
  7. Внимание к своему физическому состоянию, поддержка здоровья.

На самом деле для социального работника важны все эти аспекты саморегуляции, более того, их развитие и тренировка составляют важное направление профессионального развития.

Стоит ли становится социальным работником, если специалисту приходится работать так много, получать явно не по заслугам труда, и не всегда видеть результат труда, который был бы равен приложенным усилиям?  Думается, что да, если Вы альтруист, вам нравится общаться с разными людьми, вы думаете о том, как помочь другим, а иногда и делаете это. За стремлением стать социальным работником стоит вера в то, что люди движутся в позитивном направлении, мир становится более терпимым, а специалисты социальной сферы поддерживают механизмы общественной толерантности, равноправия и благополучия.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Тесты онлайн
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: