Ян и Анна — студенты, готовящиеся к сдаче экзаменов. Ян вспомнил, что он где-то читал
о том, как лучше всего запоминать. Для этого нужно по-настоящему понимать то, что
запоминаешь, проводить связи между новой информацией и тем, что уже знаешь
(осознанное запоминание). Анна же, напротив, полагает, что лучше всего запоминать
посредством «зубрежки» — читать нужный материал снова и снова, пока не запомнишь
(механическое запоминание). Для того чтобы выяснить, кто из них прав, можно провести
эксперимент.
Большинство экспериментов начинается с того, что предсказываются события, то есть
выдвигается гипотеза. В случае с Анной и Яном гипотеза может быть приблизительно такой:
«Механическое запоминание и осознанное запоминание приводят к различным уровням
воспоминания при проведении последующих проверок». Во время экспериментов
наблюдают за тем, какое влияние на поведение участников оказывает изменение некоторого параметра ситуации. В данном
случае переменной служит метод запоминания, а поведением — поведение во время
проверки. Для того чтобы проверить нашу гипотезу, нужно, как того требует основная схема
эксперимента, чтобы Анна и Ян запомнили определенную информацию, используя разные
методы, а затем проверить их знания.
Одна из основных целей любого эксперимента — установить причинно-следственную
связь между переменными, чтобы, когда эксперимент будет закончен, мы с определенной долей уверенности могли заявить, что изменение данного параметра действительно приводит
к предсказуемым изменениям в наблюдаемом поведении. Это значит, что мы должны быть
уверены в отсутствии других переменных, влияющих на поведение испытуемых. Что
касается вышеуказанного случая, то при проведении эксперимента нам потребуется принять
во внимание ряд факторов. Например, мы можем потребовать, чтобы Анна и Ян начали
запоминать материал в установленное время суток и чтобы они запоминали строго
определенное количество информации для последующего воспроизведения.